Тернополь- Наш Город
 

Городской портал Тернополя : Новости Тернополя

Европа по-украински: из мира представлений галицких русинов XIX века

Европа по-украински: из мира представлений галицких русинов XIX векаВ Галичине начала двадцатого века можно было услышать шутку о двух русинов, которые ехали в одном поезде, но в зависимости от расположения в вагоне были убеждены, что следуют в разных, географически противоположных пунктов: один - в Краков, другой - во Львов.

Эта шутка, очевидно, появился не для того, чтобы проиллюстрировать относительность движения как физического процесса. Он говорит о неумении тогдашних галицких украинских правильно соотносить свои действия с желаемым результатом. Галичанам казалось, что они могут без труда быть одновременно здесь и там: в национально-культурном плане - идентифицировать себя с восточным русским (в двух вариантах: панруським или украинского) пространством, а в геополитическом отношении - принадлежать к значительно более комфортного, даже в бытовом плане, западноевропейского мира. Кажется, этой иллюзии галичане не избавились до сих пор.

Эта статья о понятии «Европы», «европейскости» в представлениях галицких украинских девятнадцатого века. Надеюсь, что предлагаемый текст будет иметь не только познавательное, но и практическое значение. Эти соображения, возможно, позволят понять, почему жителям современной Галичины так трудно дается прозападный выбор? Почему их риторика никак не может превратиться в конкретные шаги по приближению края до западноевропейских стандартов жизни и норм поведения? Предполагаю, что все те, кто верит в европейскость подавстрийской Галичины, а ее будущее теперь связывают только с возрождением якобы утраченной западной ориентации, будут разочарованы. На самом деле большинство проблем современной Украины коренятся именно в прошлом, а развитие современного украинского общества и государства не может основываться на призывах к «национальному возрождению». Ибо это означало бы, что надо восстановить социальные, политические и интеллектуальные практики, которые в свое время стали главным тормозом этого развития.

Если историю понимать как постоянный выбор между несколькими возможностями, то главные решения галицких русинов в девятнадцатом веке были шагами к отмежевание от европейского (точнее, западноевропейского, ибо Запад и Европа уже тогда стали синонимами) пространства. Показательными из них были: выбор кириллической графики для письма и отказ Греко-католической церкви от перехода на григорианский календарь. Основу этого выбора составляло основополагающее вопрос о национальной идентичности. Общественно-активная часть галицких русинов, тесно связана с греко-католической церковной иерархией, понимала свою главную задачу как отмежевание от поляков. После разделов Речи Посполитой и присоединения Галичины к монархии Габсбургов она начала сложный процесс поиска собственной идентичности в рамках всеруського пространства, из чего в итоге выделилась и получила преимущество украинофильская течение. Теперь понятно, что тогдашнее желание расторгнуть с поляками не основывалось на рациональных мотивах. Но на практике оно имело далеко значение, ибо украинский-польский граница становилась одновременно границей между Украинской и Европой (Западом), постепенно втягивая галичан в мышление категориями восточного, на практике российского, пространства.



Дилемма между кириллицей и латиницей

Первым важным решением, которое направило национальное развитие галицких русинов на восток, было отвержение проектов внедрения в писательство латинице. Для обозначения правописных дискуссий, которые время от времени вспыхивали в подавстрийской Галиции, в украинской исторической литературе используется Франкова метафора «азбучные войны». Их принято представлять как показательный пример защиты галицкими украинских своей речи перед попытками поляков ее уничтожить. Но это очень упрощенный взгляд на языковую ситуацию. На самом деле дилемма между кириллицей и латинской графикой в ​​Галичине XIX века была не только частью украинской-польских отношений, но и имела внутриукраинский измерение. Сторонники латиницы (Иосиф Лозинский, Иван Головацкий) утверждали, что она сделает украинские книги доступными для поляков и других славян, облегчит изучение украинского языка для европейских народов, способствовать ускоренному развитию речи, тогда как «мертвая» кириллица это развитие будет тормозить. Речь шла, следовательно, о латиницу как средство вхождения украинской литературы в общеевропейский контекст. В пользу латиницы для галицких русинов высказывались тоже деятели славянского национального возрождения (например, словенец Вартоломей Копитар).

Почему идея о введении латиницы не получила распространения? Я не склонен считать, что так должно было случиться. Ответ надо искать в плоскости прежде конкретных интересов, а не абстрактных «извечных стремлений». Было по крайней мере две причины, которые привели к отказу от латинского алфавита:

1) небезосновательные опасения высшего греко-католической иерархии, что введение латиницы приведет к потере духовенством контроля над общественными низами;

2) разочарование молодой украинской интеллигенции в перспективах скорого «национального возрождения» (есть много песен, которые свидетельствуют о том, что эта интеллигенция осознавала непреодолимое отставание галицких русинов от остальных славянских народов в рамках Габсбургской монархии).

Инстинкт самосохранения подсказывал тогдашней галицко-русской интеллигенции из числа священнослужителей, что надо делать упор на традиционных ценностях, избегать любых экспериментов. После непродолжительных колебаний была развернута кампания обвинений всех сторонников латинской графики в предательстве. В итоге круг сторонников введения латиницы в галицко-русское писательство сузилось до немногочисленной группы лиц с двухступенчатой ​​украинских-польской идентичностью, которые называли себя «русинами польской нации» (gente Rutheni, natione Poloni).

В исторической литературе установилось мнение об исключительно положительную роль Греко-католической церкви в «национальном возрождении» галицких украинских в девятнадцатом веке. Действительно, греко-католические священники выступали организаторами национальных - политических, культурно-образовательных, экономических - обществ. А сама Церковь как институт вынесла на себе главную тяжесть отмежевание от польского пространства. Но было ли этого достаточно для формирования в Галиции, среди местного русинского населения, новочасной национальной идентичности? Исторический опыт показывает, что становление новочасних европейских обществ было неотделимо от секуляризации, то есть освобождения от церковного влияния, общественно-политического и культурно-интеллектуальной жизни. Высвобожденная таким образом энергия становилась сильным нациесозидающим и модернизационным средством. В Галиции Греко-католическая церковь очень неохотно отказывалась от претензий на монопольное определение направления развития местного русского общества, как могла тормозила формирование слои светской интеллигенции.

Консервативный, монархический мировоззрение и псевдо-аристократические претензии подавляющего большинства греко-католического духовенства шли вразрез с западноевропейскими либеральными веяниями и в конце концов лишили украинское движение симпатий вильномислячои части общества. Показательным примером неприятия Церковью новых общественных настроений стал конфликт с «Русской троицей», когда по решению цензора Венедикта Левицкого, который действовал по указаниям митрополита Михаила Левицкого, попал под запрет альманах «Русалка Днистровая». Национально-политическая позиция Греко-католической церкви в XIX веке была эффективной бы на короткую перспективу. За обвинений в пропольських симпатиях из украинского движения были вытеснены активные и образованные личности. Кто не выдержал давления и был вынужден свернуть свою деятельность, а кто оказался в польском политическом лагере, приняв для себя как комфортную двухступенчатую идентичность «русина польской нации».



Юлианский календарь как защита от полонизации.

Антизападная позиция Греко-католической церкви отчетливо проявилась в календарном вопросе. Усилиями церковных деятелей галицко-русском обществу было привито представление о юлианский календарь как неотъемлемую составляющую восточного обряда, как фундаментальную национальную ценность, которая защищает его от полонизации. В антипольском пылу даже научные объяснения астрономической неточности юлианского стиля воспринимались как пропаганда нового стиля или попытки полонизации украинских. Когда на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков календарное вопрос начал рассматриваться в контексте экономических, социальных и культурных преобразований, которых испытывала тогдашняя украинская община в процессе модернизации, Церковь уже не смогла решиться на перемены. Календарная реформа, осуществленная 1916 Станиславивская епископом Григорием Хомишиным, который придерживался прозападной ориентации, имела ситуативный характер в конкретных исторических обстоятельствах. Она не опиралась на позицию и авторитет Церкви и вскоре была отменена. Учитывая униатскую концепцию распространения католицизма на Восток, митрополит Андрей Шептицкий тоже склонялся к сохранению в практике Греко-католической церкви юлианского летоисчисления.

Греко-католическое духовенство очень медленно воспринимало элементы новочасной западной повседневной культуры. О семейно-клановый характер галицкого духовенства, особенно на Тернопольщине, где находились «богатые» приходы, писали в воспоминаниях Евгений Олесницкий и Александр Барвинский. Показательно отношение русинов, в частности священников, к путешествиям, ведь чувство принадлежности к Европе не могло быть только частью теоретических представлений, оно требовало реального присутствия украинского в западноевропейских странах. Материальные обстоятельства, по мнению Е. Олесницкого, не были главной причиной, почему галичане неохотно путешествовали: «В наших людей не было змисли и охоты к путешествиям, не было тех культурных и художественных потребностей, которых успокоению служат путешествия; поэтому у нас считались они лишним и ненужной вещью ». Как пример он приводил бессодержательные поездки греко-католического духовенства в Рим: «... пользы из путешествий не было никакой и в действительности был это потерянный грош, который скорее следовало оставить дома. Я видел таких паломников и разговаривал с ними. Большинство из них не считала такой поездки даже каким-нибудь удовлетворением, не радовалась, что чейже раз с галицкой сельской глуши выглянет в широкий культурный мир, увидит Вену, Венецию, Рим; для них такая поездка была действительно жертвой, и они не привозили с нее ничего, кроме, может, физической усталости ... Духова, эстетического или художественного впечатления из таких путешествий не было никакого ».

А вообще важна для галицких украинских девятнадцатого века была европейская идентичность? Так, важной. Но их представления о европейской присутствие никак не были связаны с конкретными политическими или культурными образцами, с поведенческими моделями. Украинский были в тогдашней Европе (на Западе) как бы мыслями, для реальной там присутствия им не хватало опыта, средств, интеллектуальной элиты. Главный мой вывод заключается в том, что галицкие украинских не отрицали свою европейское присутствие, но пытались сконструировать для себя Европу без поляков, которых рассматривали как главных противников. В Галичине жизнеспособность не только русофильства, но и украинофильства основывалась на древнерусской традиции, которая противопоставлялась западной. Несмотря на то, что украинская идентичность до начала двадцатого века получила выразительную преимущество, а саму подавстрийской Галицию стали называть «украинским Пьемонтом», галичане не имели достаточных ресурсов чтобы эту идентичность поддерживать без связи с киевским (Надднепрянская) ячейкой. В девятнадцатом веке галицкие украинских видели себя в Европе, но за пределами Запада. В двадцатом веке ситуация принципиально не изменилась. Галичане хотели быть западом Украины, а не востоком Европы. Поэтому современной Галичине, чтобы стать частью европейского Запада, надо пройти еще долгий путь, хорошо помня, что нельзя быть одновременно здесь и там.

Марьян Мудрый



В Тернополе переписывать историю

В Тернополе переписывать историюВ четверг 13 октября у главного корпуса ТНПУ им. В. Гнатюка пройдет акция «Перепиши историю сам!».
Ее участники смогут посетить открытый урок истории с Дмитрием Табачником, пообщаться с авторами «переписанной истории" и самое главное, собственноручно добавить новых фактов к этой «фундаментального труда».
Организатор акции Тернопольская областная организация «Молодежный националистический конгресс» приглашает молодежь Тернополя посетить мастер-класс по переписыванию истории. Свою благодарность авторам «переписанной истории" все желающие смогут высказать «традиционно» с помощью букета цветов.



Юрий Завадский: «Не могу найти книгу, которая меня бы захватила»

Юрий Завадский: «Не могу найти книгу, которая меня бы захватила»На вопрос портала «Буквоед»: «Что читать?» Отвечает руководитель издательства «Шаг» Юрий Завадский.

- Что Вы читали в последнее время? Ваши впечатления.
- Я стараюсь издавать то, что сам хочу видеть на своей книжной полке. В данном списке одним из крупнейших открытий 2011 стала современная шведская поэзия, которую мы издали в переводах Льва Грицюка как антологию «18 поэтов из Гетеборга». С выданного в Украине есть возможность читать только то, к чему имеет вкус наша доченька, и детские издания меня радуют. Например, мы приобрели во времени Форума целую кучу книг и разных смешных ящиков-азбук от издательского дома «Умный ребенок». Великолепная полиграфия, и неплохое оформление. Главное, что малыши в восторге. Как это ни прискорбно, но лучшие книги, главным для своего чтения и рассматривания, покупаются не в магазинах. Для себя новой книги не могу найти, которая меня бы захватила. Надеюсь в следующем году выдать хотя бы две «бомбы», которые удовлетворят мой голод.
- Как выбираете книги для чтения?
- Как читатель деструктивный, читаю фрагментами, выбирая несколько книг сразу, читаю неупорядоченно, не следя за сюжетами, ибо не в том любопытство. Следовательно смешиваю тексты, сдабривая матом за рулем и вежливостью недоброжелателей. Эта досадная иллюзия, что «я читаю», давно должна быть развеяна, чтение непрерывное, только бери и лови,
сопереживает или равнодушному, беги, но не уйдешь. Внутренней тишины достичь можно, но как-то не желательно. Книги интересные корешками, полями, пустыми страницами. Помню страх перед оригиналом «Русалки Днестровской»: текст давно отошел в тень бумаги, клея, нитки ...
- Какие книги можете посоветовать другим?
- Я посоветовал бы книги, которые сопровождают живых авторов, к тем и другим можно прикоснуться. Наибольшая ценность книги - среда, в которой она оживает. Книга в потребности - это самое главное. Вот, кто любит, возьмите свежую сборку Василия Карпюк, Ирины Шуваловой, или Олеся Ульяненко без цензуры. Я бы рекомендовал осуществить хорошее полноформатное
издания Павла Гирныка, - и тогда я бы мог его посоветовать. Добавлю, что пора поискать новые имена, бороны нас Боже от политически углубленной прозы всевозможных председателей союзов и обескровленных книг большинства наших живых классиков.



Почему прорвало канализационную трубу на территории предназначенной для церкви

Почему прорвало канализационную трубу на территории предназначенной для церквиПри ведении строительных работ по сооружению церкви, что на улице Черновицкой в ​​Тернополе, строители повредили часть напорного канализационного коллектора. Как следствие - из пробитого отверстия канализационной трубы начали вытекать нечистоты.

«Место строительства предварительно было согласовано, - комментирует данную ситуацию директор КП« Тернопольводоканал »Владимир Кузьма. - В зоне строительства проходил водопровод, поэтому его застройщики заранее перенесли.

А что касается канализации, по всем исполнительным схемам и имеющихся картах она должна проходить на значительно большем расстоянии сбоку от строительной площадки. О том, что она расположена именно на нем не знал никто: ни строители, ни мы, работники водоканала.

Чтобы уточнить, где точно проходит канализационная сеть, строители сделали поперечное прокопування почвы на глубине до пяти метров. Поперечный сдвиг рабочие совершили на достаточно близком расстоянии к трубе, однако ее так и не увидели. Следовательно строители начали постепенно бурить место под сваи (железобетонные сваи). И именно во время бурения из-под земли начали вытекать канализационные стоки. Это канализация, которая проходит от камеры «А», что на улице Довженко, к канализационно-очистных сооружений и отводит нечистоты примерно половины территории города ».

Остановить поток стоков по этой трубе КП «Тернопольводоканал» нет технической возможности. Но к счастью, повреждена была металлическая труба. Поэтому работники водоканала еще в день аварии на месте повреждения забили временную «Глушко» и прекратили утечку канализационных стоков, а сегодня утром выполнили сварочные работы. Следовательно повреждения полностью ликвидировали. Если бы пострадала труба была железобетонной, работники водоканала вынуждены были бы ремонтировать ее еще неизвестно сколько времени.

«Обвинять в данной ситуации строителей совсем не корректно, - отмечает Владимир Кузьма. - Недостаток, в первую очередь, допустила организация, осуществлявшая прокладку труб еще десятки лет назад. Ведь исполнительная документация должна была четко указывать место прохождения сети. Однако на карте, которой мы оперируем, сеть проходит в совершенно другом месте, а не там, где велась стройка. Соответственно, дальнейшее сооружение церкви теперь уже стоит под вопросом ».

К сожалению, случаи того, что строители прокладывали сети не в полном соответствии с проектной документацией, - не единичные. Работники «Тернопольводоканал» уже не первый год проводят инвентаризацию сетей. Но поскольку все коммуникации проходят под землей, то не у всех выпадах есть техническая возможность определить точное прохождение сетей.



Скандал! Феномен Украины Андрей Слюсарчук учился в профучилище, а не в Московский мединститут

Скандал! Феномен Украины Андрей Слюсарчук учился в профучилище, а не в Московский мединститутВыдающийся украинский нейрохирург, профессор, доктор медицинских наук, человек с выдающимися возможностями памяти, гений, которому нет равных. Все это загальновiдомi титулы и определения человека по фамилии Слюсарчук. Мы установили: Андрей Слюсарчук - совсем не тот человек, за которого себя выдает. "... Я в ловушке! ... Единственное, что чувствую, это животный страх ... Я надеялся, что у меня есть будущее. Сейчас я понял, что это уже все! "

Как вы думаете, кто мог кричать мне в лицо эти слова? Какая маленький человек, загнанная жизнью в тупик? Я вас разочарую.

Эти слова принадлежат Андрею Тихоновичу Слюсарчуку, рожденному 10 мая 1971. Публичные лицу, известной в стране как профессор нейрохирургии, доктор медицинских наук, дважды рекордсмен "Книги рекордов Украины" - человек, вроде запоминает миллионы цифр и якобы обiграла в шахматы компьютерную игру "Рыбка-4", которую не смог обiграты ни один шахiст мира.

Официальная биография "профессора-нейрохирург", которую он тиражирует, имеет красноречиво подчеркнуть, что речь идет о действительно необычное лицо: в девять лет, как ребенок-вундеркiнд, окончил школу, после гибели родителей в автокатастрофi его отдали в интернат, он оттуда сбежал i в двенадцать стал студентом Московского медунiверситету им. Пирогова. Учился там в 1984 - 1991 годах.

Пiдкреслю, что все это - строки из биографии, которую распространяет сам господин Слюсарчук.

А 30 сентября венцом в этом життеписi стал указ Президента Виктора Януковича. Им "профессор кафедры" Информационные системы и сети ", доктор медицинских наук Андрей Слюсарчук" был удостоен премии в размере 150 тысяч гривен.

Газеты снова называли его "гениальным", "феноменальным", "сверхчеловеком", "легендарным".

На официальных фото медик-ученый зафиксирован с высшими должностными лицами нашего государства. А три года назад Президент Ющенко издал указ о создании Института мозга, который должен возглавлять "профессор нейрохiругiи" Андрей Слюсарчук, кандидатуру которого лобiювалы високопосадовцi и известные лица. О таком признании, которое имеет 40-летний Слюсарчук, можно разве что мечтать. Его исполненное славы i почестей жизнь похожа на сказку. Но ...

Что же заставило известного профессора, сказать, что он в ловушке?

Почему его так розгнiвало вопросы о детстве? О том, где похоронены родители? Где он учился? О фамилии благодарных пациентов, которых оперировал?

Почему, сначала пообещав ответить на эти вопросы, он поздно вечером позвонил мне домой и iстерично течение двадцати минут кричал: "Я вам ничего не скажу. Вы не имеете права меня проверять, Ни один журналист не написал обо мне правду. Ни один! ... I не напишут! Никто ничего не найдет! Никогда! Я все уничтожил! Все! ... Будут писать - мозги по стенам! Пусть я сяду, но мозги их - по стенам! .. "

Я не смогла вставить в этот монолог ни слова, ибо просто зацiпенiла. Еще никто i никогда за двадцать лет моей практики так не реагировал на звичайнiсiнькi вопрос. Я не могла понять, зачем профессор хочет "размазать мозги по стенам"
журналистам, которые хотят написать о нем замечательную статью?

Что имел в виду господин Слюсарчук, говоря: "Я уничтожил все!"? Почему человек, достигла таких высот, утверждает, что она - "в ловушке" и чувствует себя "загнанным зверем"?

Это был действительно абсолютно нестандартный, необычный случай, совсем неочiкувана реакция, казалось, заслуженной человека.

Именно эти слова господина Слюсарчука заiнтригувалы нас, i мы решили найти им объяснения, исследовать, что так напугало человека i что имел в виду лауреат Держпремiи, говоря, что "уничтожил все"?
Мы залучилилы к этому расследованию десятки наших журналистов, наши контакты на всех уровнях, мы потратили сотни рабочих часов, чтобы проверить все, собрать все документы.

I результат - шок. Во время журналистских расследования стали известны разючi факты.

Мы сегодня можем абсолютно уверенно и обоснованно заявить: господин Слюсарчук - совсем не тот человек, за которого себя выдает.

Он никогда не был ребенком-вундеркiндом. Он не вступал в российский медицинский вуз в двенадцать лет, а следовательно, не имеет базового медицинского образования. Его дипломы фiктивнi, хотя схема их получения - почти безупречная.

Соответственно, он не может быть ни профессором, ни доктором медицинских наук. Он также не нейрохирург.

Так у него действительно есть талант, но зовсiв не тот, который он себе приписывал: все эти годы он просто водил за нос всю страну, двух
президентов, научную и врачебная общественность.

Но игра кончилась, господин Слюсарчук. Сегодня мы предоставим вам услугу, которой больше всего нуждаетесь - вы наконец поймете, кто вы.

Рассказ будет долгой. В деталях. Ибо ошибиться мы не имели права. Ведь история и беспрецедентная. Это история одной из наиболее масштабных манипуляций, которую знала история. Особенно если учесть, что настоящая образование нашего "профессора", по словам его реальных учителей, едва равна трем классам школы ...

"ОПЕРАЦИИ" ПРОФЕССОРА-ПИ, или КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

... Несколько недель назад на редакцiйнiй совещании мы решили сделать интервью, как тогда считалось, с профессором нейрохирургии, известным своей феноменальной памятью Андреем Слюсарчуком. Поводом послужила обнародовано заявление профессора о том, что он собирается покинуть пределы нашего государства, поскольку "его научные достижения в Украине не нужны".

Конечно, не хотелось, чтобы научные покидали страну, поэтому и решили помочь человеку.

В течение месяца я звонила господину Слюсарчуку, чтобы договориться о встрече. Но это было не так просто. Нет. Господин Слюсарчук Не отказывался от разговора, но опирался на занятость. Каждый раз профессор говорил: "Позвоните завтра - я на операции". Иногда то же, очень вежливо извиняясь, говорил по мобильному телефону профессора другой человек, назвавшийся Сашей, личным ассистентом i анестезiологом профессора-нейрохирург Слюсарчука.

В телефонном разговоре господин Слюсарчук интересовался, о чем его расспрашивать? Я ответила: обо всем, потому что такой принцип работы нашего издания. Такое професоровi понравилось. Сказал, что готов отвечать на любые вопросы.

Конечно, для газетярiв время - то роскошь, но ведь понятно: если профессор говорит, что занят, "на операции", это серьезно. Ибо профессор - нейрохирург, поэтому идет речь о здоровье i жизнь другого человека. Набираюсь терпения. Ждать встречи пришлось долго. За время наших телефонных разговоров господин Слюсарчук провел добрый десяток "операций".

Последняя из разговоров меня несколько насторожила, слышалась непонятно фальшь: не збiгалися ответы ассистента i профессора. Первый говорил со своего телефона, что "профессор на операции", второй - через десять минут со своего мобильного, что уже пять часов в дороге из Киева на Львов i скоро будет. И ... Бывают i ошибки. Наконец мы договорились с господином Слюсарчуком о встрече. Она состоялась в воскресенье, две недели назад.

В ходе четырехчасового разговора меня насторожило много фактов. Я чувствовала не всегда адекватнi ответы. Впрочем это можно было "списать" на некоторую дивакуватiсть собеседника. Ничего удивительного в этом не было, ибо из практики знала: научные - генiальнi в большом, в мелкой бывают как дети. Удивляло лишь то, как человек с феноменальной памятью во время разговора путает только полученную информацию i дать лет своей биографии. Собственно именно ответ относительно Биографическая данных i насторожила меня как журналиста.

Господин Слюсарчук рассказывал, что родители-профессора, папа-кардиолог, мама-педиатр погибли во Винницу в автокатастрофi, а он закончил школу в девять лет, но его предали родные, не хотели воспитывать и отдали в интерната. Там из него очень издевались, i он убежал из интерната, уехал в Москву, жил с цыганами. А потом ему повезло: он встретил хороших людей i уже в двенадцать стал студентом Московского медунiверситету имени Пирогова. Позже все остальные три вишi он заканчивал экстерном.

Конечно, меня заинтересовало, где рос мальчик, сейчас удивляет Украину своими феноменальными способностями? Хотелось, чтобы i учителя рассказали о ребенке-вундеркiнда. Возможно, имеют какую методику интересную, i в Украине еще не один вундеркiнд за ней растет.

О том, какую же именно школу закончил, господин Слюсарчук отказывался называть. Путался в датах, годах и делал вид, что не слышит вопроса. Когда я в шутку заметила, что професоровi негоже так путаться в датах, потому что он является публичной человеком, i рано или поздно его биография зацiкавить общественность, а журналисты начнут интересоваться глубже и искать, откуда он родом, господин Слюсарчук вдруг воскликнул: "А я все уничтожил! Все! Я уничтожил все! Понимаете? "Он повторял несколько раз:" Пусть ищут! Я уничтожил все! "
Если откровенно я не поняла такой реакции на простой вопрос. Снова пошутила со своим собеседника i заметила, что все уничтожить невозможно. I пошутила, что я найду. Но господин доктор шутки не принял. Уверял, что не найду, потому что он "все уничтожил!" Это меня насторожило - что профессор уничтожил i зачем?

И профессор в той теме возвращаться не желал i рассказывал мне о склероз, о том, как получал дальнейшее образование экстерном, что Украина обречена и так его здесь не ценят, понял, что "Института мозга" не будет, поэтому вынужден будет емiгруваты в другую страну . Какой именно - не знает. Рассматривает предложения.

В разговоре господин Слюсарчук нарiкав, что некоторые журналисты называют его "мошенником и аферистом". Что сумнiваються в его памяти, пiдозрюючы в разных нечестности i махiнацiях. Утверждал, что это все "работа шахматистiв", которые не могут простить ему, что не они, а он, профессор, который никогда не играл в шахматы, выиграл сверхсложную компьютерную игру.

Урештi, мой интересный, харизматичный собеседник пожелал повторить свои эксперименты еще раз. Специально для меня. Чтобы я убедилась перед интервью в его способностях и описала это. Конечно, я согласилась. Не каждый же раз такое увидишь. Только поставила условие: эксперимент будет проходить в редакции в присутствии журналистов, с видеокамеры. Если есть скептики, котрi считают, что Слюсарчук прячет в одежде устройства, котрi помогают ему угадывать числа, умножать-добавлять и читать 25 000 книг наизусть, поэтому должны их убедить. Господин профессор согласился.

На эксперимент в редакцию господин Слюсарчук должен был прийти во вторник Утром. 9-я, 10-я, 11-я, в пол на 12-ю звоню опять к профессору. Трубку берет уже знакомый нам ассистент-анестезiолог Саша и ... Именно так. Я опять услышала: "Господин Слюсарчук на операции". Обещанное профессором интервью, которое было "сделать сам", также не было.

Вновь набираюсь терпения. Спрашиваю ассистента-анестезiолога, в которой больницы и где оперирует профессор? Напоминаю о договоренность, объясняю, что ждем, а наша автiвка займет врача после операции в редакцию. И ассистент Саша ... не знает, где оперирует профессор. Прошу его назвать последних пять медицинских учреждений, в которых оперировал больных профессор Слюсарчук? Ассистент говорит, что не знает, i очень допытывается, зачем это нам? Объясняю, такой принцип работы издания, в котором работаю: проверять факты i брать комментарии. Ассистент Слюсарчука обещает, что профессор все сам скажет.

Третья, шестая, где-то в пол восьмого на мой мобильный звонит профессор Андрей Тихонович Слюсарчук. Ну, думаю, не получилось, операция все же Нейрохирургическая, перенесем эксперимент на следующий раз. Но то, что я услышу в телефонной слухавцi, буквально паралiзуе мое понимание человеческой сущности ...

Не дав мне сказать и слова, господин Слюсарчук сразу начал кричать: "Как смеет? Меня! Профессора? Проверять? И я не того уровня, чтобы всякие меня здесь проверяли по больницах! "

А дальше было еще интереснее. Я и удивляться не успевала. Крик господина "профессора" перешел в iстерику, смешанной с таким добiрною ненормативной лексикой, что аж не вiрилося, что "профессора" имеют такие знания тюремного словаря. "Вы все - никто, гниль. Я вам покажу! Тем, что обо мне пишут, мозг по стенам развеет. Сяду, но - мозг по стенам! "Закончил свою iстерику господин" профессор "фразой, что" жалiтиметься президенту ", i бросил телефонную трубку.

Iстерикою настоящих журналистов не остановишь. Наоборот. Мы решили проверить все. А начали с простейший. Детства. Этого этапа жизни малого Андрейка Слюсарчука, который, став взрослым, при феноменальнiй памяти почему-то забыл. Ибо, как выяснилось, не выгодно его вспоминать ...

БЕРДИЧIВ. СПЕЦIНТЕРНАТ - 1980 - 1987 ГОДЫ

Несколько дней кропотливая работы, i следует привел нас в Житомирскую область: в архивах местной редакции наши журналисты нашли интересный материал.

В материале "Феномен нашего бывшего iнтернатiвця" местный журналист вспоминает осень 1984-го, когда он познакомился в районной больнице с интересным парнем с Бердичевская спецшколы-интерната для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Вспоминает, как позднее встречал еще не раз Андрейка в интернате и на квартире своей землячки, которая работает в этом же заведении воспитательницей, Марии Андреевна Гордiйчук.

Придирчиво журналист НЕ полiнувався вызова интерната и переспросить директора Владимира Александровича Гнатюка, или это "ИХ Андрей Слюсарчук"? "Наш, - без колебаний i с гордостью ответил педагог. - А когда вы его последний раз видели? - Допытываюсь. - Но недавно был, лекарства мне привозил ... Видели бы вы, на котором шикарном авто он приезжает к нам ". (Газета "Рио-Бердичiв", 26.03.10).

Андрей Слюсарчук: «Родился я в 1971 году в Житомире. Через год родители переехали в Виннице. Мои родители были медиками, профессорами. Мама - педиатром, папа - кардиохирургами. К сожалению, они погибли в Винницкой области в автокатастрофi того же года, когда я закончил школу в девять лет ".

Мы проверили, кто из профессоров и врачей погиб в дорожно-транспортных происшествиях в Винницкой области. С 1975-го по 1982-го среди погибших врачей фамилии семьи медиков Слюсарчук нет. Аварий, в которых гибли медики, - четыре. Но люди, котрi в них погибли, имели другие фамилии. Да и дети у них были иного возраста.

Андрей Слюсарчук: «Давайте начнем с того, что личная моя жизнь - это был труд. В 9 лет я закончил школу, а это уже о многом говорит. Я вам скажу, что достиг невозможного! Ни один ребенок из интерната не только в Украине, в СНГ такого не достигла! Ни одна! "

... Село Гришкiвцi, Бердичевская район, Житомирская область. Несколько корпусов, где находятся дети, в глазках которых часто застыло непонимание этого мира. "Такой у нас заведение", - услышу здесь часто. Именно здесь на самом деле учился наш "профессор" Андрей Слюсарчук.

"Как увидела его по телевизору, сначала засумнiвалася, что то наш Андрейка, но когда он закричал" тихо будьте ", сразу его узнала. Он так же нервничал i кричал в детстве, - вспоминает Лилия Васильевна Швецова, воспитательница спецiнтернату. - Слюсарчука учила Любовь Павловна Ященко, она вам лучше об этом ребенке расскажет, потому что вела его с 1980 года, со 2-го класса. Я часто ее пiдмiняла и поэтому очень хорошо помню нашего ученика Андрея Слюсарчука. Мы с Любовью Павловна приняли первый деточек в том году. Ибо до этого у нас был обычный детский дом для сирот, а уже с 1980-го - спецiнтернат. Свезли нам тех больных, бiдненьких деточек из всей области. Андрiйковi быть во втором классе лет восемь-девять. Носик грязный, несчастная, нервная детка, почти не учился. Правда она горькая - все наши детки такие ".

Мы нашли нескольких воспитателей, которые подтвердили, что до 16-летнего возраста Андрей Слюсарчук был их воспитанником. Да, да, не вундеркiндом, а обычным учеником спецiнтернату.

"Андрейка Слюсарчук был нашим учеником, i мы все хорошо его помним. У нас такое заведение. Дети живут здесь до 18 - 20 лет, поэтому мы не можем их забыть. Есть так, как есть: Андрейка плохо запоминал все, был рассеянном, плохо читал, но очень любил все, что связано с медициной. Часто пытался обмануть, что болен, чтобы его отправили в медпункт или больницы. Мы об этом все знали ", - вспоминает Неля Витальевна Романюк, психолог интерната.

Андрей Слюсарчук: «Вы не представляете, что мне пришлось пережить. С меня в интернате очень издевались. Говорили, что я никто. Меня привязывали к кровати, били. С меня все насмiхалися. Меня не любили. Я был не таким, как все дети: умным, но гадким утенком ".

... "Обiдчивий Андрейка Слюсарчук был. Было изложит мнение, а было - нет. Научили мы его писать, читать. Окончил восемь классов в
нас. Или зобижалы его? Я не зобижала, всех сирот любила, потому что и сама сиротой росла. У нас хорошие учителя были, мы старались деток НЕ обижать, потому понимали, что они и так зобиженi уже с рождения. Домой их часто брали. Как к родным относились. Жалели все ", - вспоминает Броня Антонiвна Оксюнiвська, учительница языка.

Андрей Слюсарчук: «Я убежал из интерната, уехал в Москву, жил чуть с цыганами. Они научили меня воровать и гипноза. И я встретил хорошего человека там, i он отвел меня к Чазова. При его содействии в 12 лет я поступил в Московский мединститут им. Пирогова, на лечебный факультет ".

"Я хорошо помню нашего ученика Андрейка Слюсарчука. Несчастное дитя, как i все наши детки. Я его не учила, Иногда пiдмiняла уроки, а о нем лучше расскажет Мария Андреевна Гордiйчук, она его учила от начала, с 1980-го, он тогда был в другiм классе и до конца вела - до восьмого, пока его в ПТУ в Казатин от нас не направили ", - вспоминает Броня Мирославiвна Темногородська, учительница географии спецiнтернату.

"Его привезли к нам в лет 6-7. Андрюша маленький был, плохо ходил, он с ДЦП родился. Но помню хорошо: ушел Андрюша вот нас взрослым парнем в лет 17 - 18. Убегал ли он с интерната? Нет, что вы! Я же говорю: он плохо ходил, куда этому ребенку убег было. Да если и сбежал бы, нашли бы быстро. Наши детки сбежать далеко не могли. Их быстро возвращалы, они же у нас не могли сами выжить. О Андреэ очень хорошо знает наша медсестра Светлана Дмитреевна Матвейчук. Он постоянно к ней прибегал, когда жил у нас, и сейчас приезжает. И она к нему ездила, кажеться, во Львов ", - рассказывает Елена Никифорiвна Ященко, медсестра.

"Малым он ко мне не ходил. Я хорошо помню Андрея Слюсарчука уже в старших классах, когда ему было лет 17 - 18. А потом он еще к нам, в интернат, из училища приезжал, то я его видела. Так он же по окончании нашего интерната пошел в Казатина, на маляра-штукатура учиться. Это был 1987-й или 1988-й. Надо архивы поднять в интернате, там у нас все записи есть ", - вспоминает Тамара Владимировна Нечипорук, логопед спецшколы-интерната.

Воспоминаний о малого Андрейка Слюсарука, который учился со второго по восьмой класс Бердичевская спецiнтернатi, много. Очень много. I помнят здесь Андрейка все. Удивляются только, как ИХ Слюсарчук в институт поступил? "Наши дети едва программу за третий класс овладевают, когда их выпускаем. Пойми, у нас не обычный интернат. Детки специфические, с различными отклонения ".

КАЗАТИН. ПРОФЕССИОНАЛЬНО УЧИЛИЩЕ. 1987 - 1991 ГОДЫ

Чтобы понять, что произошло, как сложилась судьба Слюсарчука по окончании интерната, отправляемся в Казатина.

Андрей Слюсарчук: «В 12 лет, по протекции Чазова, я поступил в Московский мединститут им. Пирогова на лечебный факультет. Специализацию проходил на кафедре нейрохирургии под руководством профессора Гусева. Моими учителями в те годы были такие известные ученые в сфере нейронауки, как Карлов, Уэйн, Коновалов. В 18 лет я окончил институт i сразу же, по решению ученого совета, был направлен в аспирантуру, без прохождения iнтернатуры. Став аспирантом, я за полтора года написал кандидатскую ".****

"Конечно, помним. Да еще хорошо помним выпускника нашего училища Андрея Тихоновича Слюсарчука. Тогда был директором Юрий Богданович Зоргач. А учился он у нас где-то с 1987-го в 208-й группе. Обучение длилось три года, т.е. до 1991-го. Ирина Анатольевна Зейдлiц, учительница математики хорошо его помнит. Мария Петровна Скiлкова, заместитель из воспитательной работы, также с ним хорошо за три года намучилась, она читала в Слюсарчука спецтехнологiю. И много учителей нашего Слюсарчука помнят. Обычно мы всех детей, котрi пришли из интернатов, помним ", - вспоминает секретарь Козятинского высшего профессионального училища железнодорожников.

"Я у него не преподавал, то плохо помню. А сейчас к нам он не приезжает. Или стесняется, или имеет какую другую причину. Наше училище много известных людей выпустило. I губернаторы от нас - выходцы, мэры и научные есть. Все приезжают, а Слюсарчук - никогда. Вы лучше к мастеров его сходiть, к Михаилу и Галины Венжикiв. Они как раз группу детей из интерната вели, где Слюсарчук учился ", - Андрей Стецюк, директор училища гордится своим заведением. Говорит сирот здесь всегда относились с уважением и помогали всячески.
***** Андрей Слюсарчук: «Студентом я был нестандартным. Мне хватало лишь одной тетради на все предметы, в который все конспектировал. Это нервировало преподавателей. Я хотел досрочно закончить институт, но администрация об этом и слышать не хотела ".*****

"Что там наш фокусник нагiпнотизував еще? Вновь феноменальнi математические способности? И Андрей Слюсарчук в училище два прибавить два не мог, а о табличку умножения и речи не было. Хорошо, если он после нашего училища имел знания по третий класс школы. Он же не учился вовсе. Мы глаза закрывали i ставили оценки, чтобы выпустить. Слюсарчук ходил с дипломатом - как профессор, имел там одной тетради на все предметы, белый халат i врачебно зеркало. Если ему делали замечание, то он разве откровенно не посылал, iстерив i говорил, что он нам "всем еще сделает", - улыбается Александр Васильевич Кушпiль, учитель математики.

"Мы учились в 208-й группе с Андреем Слюсарчуком три года. Он ни с кем не дружил. Больше в Казатин после училища не приезжал. Когда мы увидели в Интернете его биографию, где он говорит, что закончил школу в девять лет i в двенадцать поступил в институт в Москве, то очень удивились. Как он мог быть в Москве, когда тогда жил в Гришкiвцях, в интернате, и учился с нами в Козятинькому училище? "- Удивляются одногруппники Андрея Слюсарчука. Их в группе детей-сирот, которых учили на малярiв, было 22. Многие из них живут в Козятинi. Получили квартиры, имеют семьи i работу.

******** Андрей Слюсарчук: «В 18 лет я окончил институт Пирогова в Москве i сразу же, по решению ученого совета, был направлен в аспирантуру, без прохождения iнтернатуры. Став аспирантом, я за полтора года написал кандидатскую на тему поражения мозга, обусловленное герпетическими енцефалiтамы. Я в то время разрабатывал специфические методики лечения, аналоги ".*******

"Что говорить? Андрей Слюсарчук - то была обделен, несчастный ребенок. В моей группе много таких было. Их с Бердичевская интерната для инвалидов 18 до нас привезли. Там все такие дети были, сами понимаете, какой то интернат. Андрюша обiдчивий был. Говорил всем, что он - экстрасенс. Я его учила три года. Потом его, кажется, в Киев на работу направили, или в Козятинi оставили. Надо архивы посмотреть за 1987 - 1991 годы, я боюсь ошибиться, куда именно Слюсарчука тогда направили ", - вспоминает Галина Михайловна Венжик, мастер учебного производства группы 208-й Козятинского ПТУ.

"Кому Слюсарчук рассказывает, что учился в Москве в институте и закончил его в 18 лет? Если он забыл, где был в 17, 18 лет i что я ему еще в двадцать говорил носа вытереть и штаны постирать, то я ему об этом напомню. Скажите, что мастеров i учителей еще очень много живых, у нас склероза нет, пусть приедет в Казатина, и мы ему напомним, где он жил в дитнинствi и учился до 20 лет.

I пусть не врет об окончании школы в 9 лет i дипломы врача. Мы еще все при доброй памяти и напомним, как государство выделяли для него полторы тысячи рублей в год i как я его за руку водил в универмаг и покупал костюмы по 118 рублей. Он мне iстерику НЕ закатает, я насмотрелся за три года здесь в училище и общежитии его iстерик. I он знает - те номера ему со мной не пройдут.
Скажите ему: если он такой сейчас большой специалист, то пусть приедет i вернет своей учительцi зрение. Пусть приедет i посмотрит
мне в глаза, может, мне сказку попытается рассказать о профессоре? "

- Михаил Мартынович Венжик, мастер учебного производства группы 208-й, говорит, что Козятинское училище - то Слюсарчуковi НЕ интернат. Здесь носят форму железнодорожники и лжи не любят.

***

Итак, расследование газеты "Экспресс" безоговорочно доказывает: Андрей Тихонович Слюсарчук, который родился 10 мая 1971 года, никак не мог закончить школу ни единого в девять лет, ни в двенадцать, как i стать студентом медицинского университета - ни в 12, ни в 18 лет. Поскольку действительна i правдивая биография "профессора Слюсарчука" такова:

1980 - 1987 годы (со второго по восьмой классы) Андрей Тихонович Слюсарчук учился i жил на Житомирщине, а именно в селе Гришкiвцi Бердичевская района, где есть Бердичевская специальная школа-интернат для детей сирот и детей, лишенных родительских
прав. Там получил свидетельство об окончании этого заведения.

В 1987 - 1991 годах (от 17 до 20 лет) - Андрей Тихонович Слюсарчук учился в 208-й группе Межрегиональная высшего
профессионального училища железнодорожного транспорта по специальности штукатур-плиточник-облицювальщик.

Итак: диплом об окончании в 1991 году Российского государственного медицинского университета им. Пирогова в Москве Андреем
Тихоновичем Слюсарчуком - сфальсифiкований документ. Кстати, его оригинала никто никогда не видел. Все дальнейшие дипломы медицинских вишiв и звания - также является фальсификация.

Такая правда. Неприятная горькая правда ...

Редактор отдела расследования газеты "Экспресс", Светлана Мартынец, несмотря на угрозы, прозвучавшие в адрес журналистов от гражданина Украины господина Слюсарчука, просит министра внутренних дел господина Могилева принять всех необходимых мер, которые будут гарантировать безопасность журналистов.